Язык программирования C++ от Страуструпа

Указатель на функцию


Возможны только две операции с функциями: вызов и взятие адреса. Указатель, полученный с помощью последней операции, можно впоследствии использовать для вызова функции. Например:

void error(char* p) { /* ... */ }

void (*efct)(char*);   // указатель на функцию

void f()

{

  efct = &error;       // efct настроен на функцию error

  (*efct)("error");    // вызов error через указатель efct

}

Для вызова функции с помощью указателя (efct в нашем примере) надо вначале применить операцию косвенности к указателю - *efct. Поскольку приоритет операции вызова () выше, чем приоритет косвенности *, нельзя писать просто *efct("error"). Это будет означать *(efct("error")), что является ошибкой. По той же причине скобки нужны и при описании указателя на функцию. Однако, писать просто efct("error") можно, т.к. транслятор понимает, что efct является указателем на функцию, и создает команды, делающие вызов нужной функции.

Отметим, что формальные параметры в указателях на функцию описываются так же, как и в обычных функциях. При присваивании указателю на функцию требуется точное соответствие типа функции и типа присваиваемого значения. Например:

void (*pf)(char*);                 // указатель на void(char*)

void f1(char*);                    // void(char*);

int f2(char*);                     // int(char*);



void f3(int*);                     // void(int*);

void f()

{

  pf = &f1;                        // нормально

  pf = &f2;                        // ошибка: не тот тип возвращаемого

                                   // значения

  pf = &f3;                        // ошибка: не тот тип параметра

  (*pf)("asdf");                   // нормально

  (*pf)(1);                        // ошибка: не тот тип параметра

  int i = (*pf)("qwer");           // ошибка: void присваивается int

}

Правила передачи параметров одинаковы и для обычного вызова,  и для вызова с помощью указателя.

Часто бывает удобнее обозначить тип указателя на функцию именем, чем все время использовать достаточно сложную запись. Например:


typedef int (*SIG_TYP)(int);    // из <signal.h>

typedef void (SIG_ARG_TYP)(int);

SIG_TYP signal(int, SIG_ARG_TYP);

Также часто бывает полезен массив указателей на функции. Например, можно реализовать систему меню для редактора с вводом, управляемым мышью, используя массив указателей на функции, реализующие команды. Здесь нет возможности подробно описать такой редактор, но дадим самый общий его набросок:

typedef void (*PF)();

PF edit_ops[] = { // команды редактора

  &cut, &paste, &snarf, &search

};

PF file_ops[] = { // управление файлом

  &open, &reshape, &close, &write

};

Далее надо определить и инициализировать указатели, с помощью которых будут запускаться функции, реализующие выбранные из меню команды. Выбор происходит нажатием клавиши мыши:

PF* button2 = edit_ops;

PF* button3 = file_ops;

Для настоящей программы редактора надо определить большее число объектов, чтобы описать каждую позицию в меню. Например, необходимо где-то хранить строку, задающую текст, который будет выдаваться для каждой позиции. При работе с системой меню назначение клавиш мыши будет постоянно меняться. Частично эти изменения можно представить как изменения значений указателя, связанного с данной клавишей. Если пользователь выбрал позицию меню, которая определяется, например, как позиция 3 для клавиши 2, то соответствующая команда реализуется вызовом:

(*button2[3])();

Чтобы полностью оценить мощность конструкции указатель на функцию, стоит попытаться написать программу без нее. Меню можно изменять в динамике, если добавлять новые функции в таблицу команд.

Довольно просто создавать в динамике и новые меню.

Указатели на функции помогают реализовать полиморфические

подпрограммы, т.е. такие подпрограммы, которые можно применять к объектам различных типов:

typedef int (*CFT)(void*,void*);

void sort(void* base, unsigned n, unsigned int sz, CFT cmp)

/*

  Сортировка вектора "base" из n элементов

  в возрастающем порядке;

  используется функция сравнения, на которую указывает cmp.



  Размер элементов равен "sz".

  Алгоритм очень неэффективный: сортировка пузырьковым методом

*/

{

  for (int i=0; i<n-1; i++)

     for (int j=n-1; i<j; j--) {

       char* pj = (char*)base+j*sz;  // b[j]

       char* pj1 = pj - sz;          // b[j-1]

       if ((*cmp)(pj,pj1) < 0) {

          // поменять местами b[j] и b[j-1]

          for (int k = 0; k<sz; k++) {

            char temp = pj[k];

            pj[k] = pj1[k];

            pj1[k] = temp;

          }

       }

     }

}

В подпрограмме sort неизвестен тип сортируемых объектов; известно только их число (размер массива), размер каждого элемента и функция, которая может сравнивать объекты. Мы выбрали для функции sort() такой же заголовок, как у qsort() - стандартной функции сортировки из библиотеки С. Эту функцию используют настоящие программы. Покажем, как с помощью sort() можно отсортировать таблицу с такой структурой:

struct user {

  char* name;     // имя

  char* id;       // пароль

  int dept;       // отдел

};

typedef user* Puser;

user heads[] = {

  "Ritchie D.M.",      "dmr",   11271,

  "Sethi R.",          "ravi",  11272,

  "SZYmanski T.G.",    "tgs",   11273,

  "Schryer N.L.",      "nls",   11274,

  "Schryer N.L.",      "nls",   11275

  "Kernighan B.W.",    "bwk",   11276

};

void print_id(Puser v, int n)

{

  for (int i=0; i<n; i++)

     cout << v[i].name << '\t'

          << v[i].id << '\t'

          << v[i].dept << '\n';

}

Чтобы иметь возможность сортировать, нужно вначале определить подходящие функции сравнения. Функция сравнения должна возвращать отрицательное число, если ее первый параметр меньше второго, нуль, если они равны, и положительное число в противном случае:

int cmp1(const void* p, const void* q)

  // сравнение строк, содержащих имена

{

  return strcmp(Puser(p)->name, Puser(q)->name);



}

int cmp2( const void* p, const void* q)

  // сравнение номеров разделов

{

  return Puser(p)->dept - Puser(q)->dept;

}

Следующая программа сортирует и печатает результат:

int main()

{

  sort(heads,6,sizeof(user), cmp1);

  print_id(heads,6);    // в алфавитном порядке

  cout << "\n";

  sort(heads,6,sizeof(user),cmp2);

  print_id(heads,6);    // по номерам отделов

}

Допустима операция взятия адреса и для функции-подстановки, и для перегруженной функции ($$R.13.3).

Отметим, что неявное преобразование указателя на что-то в указатель типа void* не выполняется для параметра функции, вызываемой через указатель на нее. Поэтому функцию

int cmp3(const mytype*, const mytype*);

нельзя использовать в качестве параметра для sort(). Поступив иначе, мы нарушаем заданное в описании условие, что cmp3() должна вызываться с параметрами типа mytype*. Если вы специально хотите нарушить это условие, то должны использовать явное преобразование типа.


Содержание раздела