Язык программирования C++ от Страуструпа

Свободная память


Именованный объект является либо статическим, либо автоматическим (см.$$2.1.3). Статический объект размещается в памяти в момент запуска программы и существует там до ее завершения. Автоматический объект размещается в памяти всякий раз, когда управление попадает в блок, содержащий определение объекта, и существует только до тех пор, пока управление остается в этом блоке. Тем не менее, часто бывает удобно создать новый объект, который существует до тех пор, пока он не станет ненужным. В частности, бывает удобно создать объект, который можно использовать после возврата из функции, где он был создан. Подобные объекты создает операция new, а операция delete используется для их уничтожения в дальнейшем. Про объекты, созданные операцией new, говорят, что они размещаются в свободной памяти. Примерами таких объектов являются узлы деревьев или элементы списка, которые входят в структуры данных, размер которых на этапе трансляции неизвестен. Давайте рассмотрим в качестве примера набросок транслятора, который строится аналогично программе калькулятора. Функции синтаксического анализа создают из представлений выражений дерево, которое будет в дальнейшем использоваться для генерации кода. Например:

struct enode {

  token_value oper;

  enode* left;

  enode* right;

};

enode* expr()

{

  enode* left = term();

  for(;;)

     switch(curr_tok) {

       case PLUS:

       case MINUS:



          get_token();

          enode* n = new enode;

          n->oper = curr_tok;

          n->left = left;

          n->right = term();

          left = n;

          break;

       default:

          return left;

     }

}

Генератор кода может использовать дерево выражений, например так:

void generate(enode* n)

{

  switch (n->oper) {

     case PLUS:

       // соответствующая генерация

       delete n;

  }

}

Объект, созданный с помощью операции new, существует, до тех пор, пока он не будет явно уничтожен операцией delete. После этого память, которую он занимал, вновь может использоваться new. Обычно нет никакого "сборщика мусора", ищущего объекты, на которые никто не ссылается, и предоставляющего занимаемую ими память операции new для повторного использования. Операндом  delete может быть только указатель, который возвращает операция new, или нуль. Применение delete к нулю не приводит ни к каким действиям.


Рассмотрим пример:

main()

{

  table* p = new table(100);

  table* q = new table(200);

  delete p;

  delete p;  // вероятно, вызовет ошибку при выполнении

  }

Конструктор table::table() будет вызываться дважды, как и деструктор table::~table(). Но это ничего не значит, т.к. в С++ не гарантируется, что деструктор будет вызываться только для объекта, созданного операцией new. В этом примере q не уничтожается вообще, зато p уничтожается дважды! В зависимости от типа p и q программист может считать или не считать это ошибкой. То, что объект не удаляется, обычно бывает не ошибкой, а просто потерей памяти. В то же время повторное удаление p - серьезная ошибка. Повторное применение delete к тому же самому указателю может привести к бесконечному циклу в подпрограмме, управляющей свободной памятью. Но в языке результат повторного удаления не определен, и он зависит от реализации.

Пользователь может определить свою реализацию операций new и delete (см. $$3.2.6 и $$6.7). Кроме того, можно установить взаимодействие конструктора или деструктора с операциями new и delete (см. $$5.5.6 и $$6.7.2). Размещение массивов в свободной памяти обсуждается в $$5.5.5.




Если определить функции operator new() и operator delete(), управление памятью для класса можно взять в свои руки. Это также можно, (а часто и более полезно), сделать для класса, служащего базовым для многих производных классов. Допустим, нам потребовались свои функции размещения и освобождения памяти для класса employee ($$6.2.5) и всех его производных классов:

class employee {

  // ...

  public:

     void* operator new(size_t);

     void operator delete(void*, size_t);

};

void* employee::operator new(size_t s)

{

  // отвести память в `s' байтов

  // и возвратить указатель на нее

}

void employee::operator delete(void* p, size_t s)

{

  // `p' должно указывать на память в `s' байтов,

  // отведенную функцией employee::operator new();

  // освободить эту память для повторного использования

}

Назначение до сей поры загадочного параметра типа size_t становится очевидным. Это - размер освобождаемого объекта. При удалении простого служащего этот параметр получает значение sizeof(employee), а при удалении управляющего - sizeof(manager). Поэтому собственные функции классы для размещения могут не хранить размер каждого размещаемого объекта. Конечно, они могут хранить эти размеры (подобно функциям размещения общего назначения) и игнорировать параметр size_t в вызове operator delete(), но тогда вряд ли они будут лучше, чем функции размещения и освобождения общего назначения.

Как транслятор определяет нужный размер, который надо передать функции operator delete()? Пока тип, указанный в operator delete(), соответствует истинному типу объекта, все просто; но рассмотрим такой пример:

class manager : public employee {

  int level;

  // ...

};

void f()

{

  employee* p = new manager; // проблема

  delete p;

}

В этом случае транслятор не сможет правильно определить размер. Как и в случае удаления массива, нужна помощь программиста. Он должен определить виртуальный деструктор в базовом классе employee:

class employee {

  // ...

  public:



Содержание раздела