Язык программирования C++ от Страуструпа

Шаблоны типа


Зачем программисту может понадобиться определить такой тип, как вектор целых чисел? Как правило, ему нужен вектор из элементов, тип которых неизвестен создателю класса Vector. Следовательно, надо суметь определить тип вектора так, чтобы тип элементов в этом определении участвовал как параметр, обозначающий "реальные" типы элементов:

template < class T > class Vector

{ // вектор элементов типа T

  T * v;

  int sz;

  public:

     Vector ( int s )

     {

       if ( s <= 0 )

          error ( "недопустимый для Vector размер" );

       v = new T [ sz = s ];

                                   // выделить память для массива s типа T

     }



     T & operator [] ( int i );

     int size () { return sz; }

  // ...

};

Таково определение шаблона типа. Он задает способ получения семейства сходных классов. В нашем примере шаблон типа Vector показывает, как можно получить класс вектор для заданного типа его элементов. Это описание отличается от обычного описания класса наличием начальной конструкции template<class T>, которая и показывает, что описывается не класс, а шаблон типа с заданным параметром-типом (здесь он используется как тип элементов).  Теперь можно определять и использовать вектора разных типов:

void f ()

{

  Vector < int > v1 ( 100 );       // вектор из 100 целых

  Vector < complex > v2 ( 200 );   // вектор из 200

                                   // комплексных чисел

  v2 [ i ] = complex ( v1 [ x ], v1 [ y ] );

  // ...

}

Возможности, которые реализует шаблон типа, иногда называются параметрическими типами или генерическими объектами.  Оно сходно с возможностями, имеющимися в языках Clu и Ада.  Использование шаблона типа не влечет за собой каких-либо дополнительных расходов времени по сравнению с использованием класса, в котором все типы указаны непосредственно.



Содержание раздела