Ликвидность


Глава 1 Глава 2

Как уже упоминалось, ликвидность — это степень легкости, с которой можно покупать и продавать активы или обменивать их на денежные средства. Чем выше общий интерес инвесторов к ценной бумаге, тем больше вероятный объем операций по этой ценной бумаге, и это должно создавать у инвесторов большую уверенность в том, что они смогут найти соответствующего контрагента, желающего заключить сделку в противоположном направлении по разумной цене.

Действительно, недостаток ликвидности по продукту часто приводит к отсутствию “прозрачности” рыночной цены, поскольку даже мелкие сделки могут оказать радикальное воздействие на цену данного инструмента. Например, если цена поднялась, например, со 100 до 180 за достаточно короткий отрезок времени, инвестор может решить, что хочет совершить продажу по этой цене. Однако, если подъем цены произошел при низком объеме операций (т. е. низкой ликвидности), он может обнаружить, что количество потенциальных покупателей по более высокой цене недостаточно. Показав рынку, что хочет продать, он может обнаружить, что цена начнет падать так же быстро, как и поднялась и, следовательно, он не сможет исполнить приказ на продажу. И наоборот, признак хорошей ликвидности рынка — когда при совершении операций в достаточно больших объемах цена не меняется.

На ликвидность может повлиять ряд факторов. Когда акции прочно связаны в контрольных пакетах, для публичных торгов может остаться только небольшое количество акций в свободном обращении. В таком случае ликвидность будет низкой и, следовательно, будет сложно покупать или продавать ценные бумаги в более или менее достаточных объемах. Соответственно именно по этой причине биржи допускают к торгам только те акции, количество которых в свободном обращении составляет не менее двадцати пяти процентов выпуска, и они настаивают, чтобы объем выпуска был не меньше минимально установленного.

На внебиржевых рынка, где операции в любом случае бывают менее прозрачными, а участники рынка могут находиться далеко друг от друга, это может привести к так называемому раздробленному рынку (т. е. не все участники имеют равный доступ к одной информации одновременно). Раздробленный рынок по какой-либо ценной бумаге может сложиться и тогда, когда дилеры имеют право заключать сделки по этой бумаге в разных местах (например, на региональных фондовых биржах и там, где наряду с фондовой биржей существует внебиржевой рынок), и это может привести к недостаточному раскрытию цен для тех, кто не заключает сделок в наиболее популярных рыночных центрах.

На тех рынках, где работают маркет-мейкеры, в их обязанности входит, наряду с результатами арбитражной деятельности, поощрять и обеспечивать ликвидность рынка. Соответственно при покупке ценной бумаги знать о том, насколько легко ее можно продать, так же важно, как и иметь возможность приобрести ее по низкой цене. Профессиональные инвесторы больше склонны торговаться при покупке, чем пытаться договориться о лучшей цене при продаже.

- Начало - - Назад - - Вперед -